Мы вам поможем

Мы быстро вернем Вас к полноценной жизни

Тренинг в профилактике зависимости

После распада Союза рядом с границами России был ослаблен пограничный контроль, что привело к усилению политических режимов, существующих за счет производства наркотиков. Вследствие этого в нашу страну проникли ранее экзотические вещества и стали предельно доступными.

Молодежь, не сумевшая вовремя распознать угрозу, массово поддалась на пропаганду. Да и сложно было не поддаться – наркотики преподносились как основная составляющая легкой и приятной жизни.

«Диверсия» оказалась широкомасштабной – в период с 1991 по 2000 год, согласно официальной статистике, заболеваемость наркоманией среди молодежи увеличилась в 17 раз, и эту печальную прогрессию не удается остановить до сих пор. Резко возросла и смертность людей до 30 лет – как нетрудно догадаться, к этому привел прием наркотиков. В научной литературе встречаются данные о «взрыве» наркотизации в России, который не имеет аналогов в других странах и сравним разве что с вымиранием индейцев от чрезмерного употребления алкоголя.

По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в Липецке около 11000 больных героиновой наркоманией. За данными сухой статистики стоят покалеченные судьбы, страдания близких и родных, огромные материальные затраты на лечение наркомании, СПИДа и гепатитов. Сам больной при покупке наркотика пользуется в основном чужими средствами, без раздумий вынося из дома все ценности. Если подсчитать затраты в общем, то ежегодно в городе тратятся около 2 миллиардов рублей (при употреблении наркотиков 12 раза в сутки).

В последнее время государство стало уделять много внимания борьбе с наркотизацией молодежи. На федеральном уровне был принят ряд соответствующих программ, начали действовать реабилитационные центры. Безусловно, лечение больных необходимо, но для полного решения проблемы этого недостаточно. Профилактика наркотизации свелась к просвещению молодежи и подростков в отношении последствий приема наркотиков, но, тем не менее, большинство решаются впервые попробовать психоактивные вещества, зная об их опасности.

Для полного решения проблемы необходим комплексный подход к просвещению молодежи и подростков и профилактическая коррекциея психологических особенностей  до употребления наркотиков и на этапе ранних проб, до формирования болезни.

Остановимся подробнее на понятии психологической коррекции. Как правило, подростки не имеют четкой внутренней позиции и подвержены влиянию со стороны своих кумиров (в роли которых могут выступать дворовые авторитеты), легко поддаются на провокации с их стороны, не пытаясь анализировать последствия собственных поступков. Сооответственно, психологическая коррекция направлена на обучение подростков адаптивным способам поведения в проблемных ситуациях причем не только в теории, но и с помощью практических занятий. Такая медодика не вмешивается в педагогический процесс школьного воспитания, а наоборот – дополняет его и существует с ним в тесной связи.
Основной формой коррекции являются психологические тренинги, на которых подростки учатся, как отказываться от предложения попробовать наркотик, как отличить веселый характер нового знакомого от симптомов действия психоактивных веществ, и приобретают навыки управления собственными поступками.

Интересно наблюдать, как в процессе тренинга класс спонтанно распадается на противников наркотизации и сомневающихся; как активно, эмоционально высказываются школьники, как всплывают заякоренные в подсознании установки. И только в свободной обстановке тренинга, в отличие от лекций или уроков, скрытые проблемы можно рассмотреть, показать самому подростку и откорректировать.

- Как ты говоришь «нет»? – спрашивает психолог подростка.
- Нуу… – и долго тянется пауза, Нет...
Поза вялая, корпус наклонен в сторону «провокатора», глаза в пол.
- На что это похоже? – спрашивает психолог группу.
- Это согласие!
- Это желание, чтобы уговаривали дальше!
- А если так, психолог тихо сообщает на ухо подростку правильные инструкции.
- Нет! – подросток преображается – взгляд прямо, голова поднята, дистанция с провокатором увеличивается.
- Теперь настоящее «нет», признает группа.

Полученный опыт закрепляется в подсознании, вероятность уверенного отказа в ситуации предложения наркотика увеличивается.  Кто то, впрочем, хорошо владеет уверенным стилем коммуникации, но не уверен в собственном выборе. Можно долго говорить о вреде наркотиков, но подростку нужен опыт эмоциональный, наглядный, а не абстрактное знание.

- При введении наркотиков собственные чувства человека отключаются и заменяются ощущениями от химического вещества, ты согласен? – спрашивает психолог.
- Да.
- А теперь – поработаем в парах. Один из вас марионетка, второй – кукловод. У марионетки – нет собственной воли, кукловод  произвольно лепит из нее, как из пластилина. А теперь поменялись. Обсудим ощущения?
- Не нравится быть марионеткой! – раздаются многочисленные крики (еще варианты: тревожно, не знаешь, чего ожидать, выглядишь смешным).
- А отдать психику во власть наркотика решитесь?
Задумчивая тишина в классе. И никто уже не собирается доказывать безвредность конопли, «потому, что в Голландии» она якобы «разрешена».

Особый интерес у подростков вызывают методы «прививки от стресса», снятия волнения и тревожности, чувства страха и скованности без помощи психоактивных веществ – методы мышечной релаксации, грамотного самовнушения, программирования позитивного результата.

К сожалению, коррекция психологических особенностей является трудозатратным действием и требует особой подготовки специалистов. В настоящее время профилактические тренинги остаются еще экзотикой, ведутся точечно, в недостаточных объемах, на инициативе заинтересованных организаций.

Однако ситуацию нельзя назвать безнадежной – если родитель заинтересован в психическом здоровье ребенка, то найти специалиста, владеющего современными разработками, в Липецке стало реальным.