Мы вам поможем

Мы быстро вернем Вас к полноценной жизни

Экзистенция и наркология

При обсуждении вопроса о причинах проблемного поведения детей и подростков нельзя не коснуться такого явления, как экзистенциальный кризис.

Экзистенция как философское понятие включает в себя основные противоречия человеческого существования:

1) жажда любви и невозможность полного слияния с другим человеком;

2) стремление к свободе и возрастающая ответственность по мере достижения независимости решений и поступков;

3) стремление к осмысленности жизни и конечность существования, неизбежность, вероятная случайность и некотролируемость смерти.

Осознание этих противоречий вызывает экзистенциальный ужас («мы только черви во вселенной», «песчинки, гонимые ветром», «одинокие странники в пустыне», примеров подобных высказываний достаточно много).

Сами по себе эти противоречия являются нерешаемыми, однако человеческая психика при правильном, ненарушенном развитии вырабатывает ряд психологических защит от экзистенциального ужаса:

1) вытеснение смерти из сознания либо иллюзия подконтрольности смерти собственной воле («я пока еще не хочу умирать», «молодые не умирают», «у меня еще на земле важные дела остались» и др., вера в переселение душ или загробную жизнь, успехи науки в достижении бессмертия личности и др.). Перечисленные защиты позволяют более-менее сносно избегать экзистенциального ужаса, однако с точки зрения некоторых известных психиатров более зрелой защитой является стремление прожить жизнь максимально насыщенно и продуктивно, заполнить отведенное время максимумом впечатлений, знаний, деяний;

2) понимание любви как служение другому, а не как ожидание от другого удовлетворения своих потребностей;

3) понимание свободы не как отсутствие ограничений, а как возможность для самореализации.

К сожалению, адекватное формирование личности встречается все реже, соответственно, все более неадекватными становятся психологические защиты от экзистенциального ужаса. Возникающие при этом невротические реакции являются частью многих психических заболеваний, в том числе становятся пусковым механизмом алкоголизма, наркомании и других зависимостей. Даже у благополучных детей из столь же благополучных семей может наступить болезненное осознание хрупкости и беззащитности жизни перед насилием реальным или мнимым. Это приводит к своеобразной «защитной» реакции в форме отказа от систематических учебных нагрузок, нежелания заниматься чем-либо продуктивным (зачем, если бессмысленно?).

Смысловые установки, направленные на будущее, обесцениваются и подменяются фиксацией на сиюминутном удовольствии, повышенной склонности получения любого удовольствия здесь и сейчас. Психология развлечения вытесняет психологию созидания. «Кайф нужен сегодня, а что будет завтра – значения не имеет». Оказавшийся на гребне подобных проявлений ребенок или подросток поглощается в бессмысленное времяпровождение.

Приводим один из клинических примеров.

За лечением дочери частным образом обратилась мать восьмилетней девочки. Психических болезней среди родственников ребенка не наблюдалось. Девочка росла общительной, интеллектуальное развитие своевременное, школьная успеваемость хорошая. В свободное время девочка охотно ри-совала и занималась танцами. После просмотра сериала, переполненного сценами убийств и насилий, она начала выяснять у родителей, могут ли ее тоже убить. Родители пытались отшучиваться, но в конечном итоге им пришлось признать, что «умереть случайно» сейчас так же легко, как «выключить телевизор». После этого пациентка забросила учебу, уничтожила свои рисунки, начала грубить окружающим. Попытки заставить ее учиться оказались безрезультатными. Девочка утверждала, что «ей больше ничего не надо», начала объедаться сладостями, требовать подарков и гостинцев, вместо выполнения уроков смотрела мультики и гуляла на улице. Курс лечения антидепрессантами прошел без эффекта. Только при установлении доверительного психотерапевтического контакта пациентка раскрылась - зачем заниматься чем-либо, если любого в любой момент могут убить, как телевизор выключить? Курс психотерапии привел к улучшению состояния, данный случай завершился благополучно.

С 6 до 12 лет дети активно интересуются смертью, повышенным вниманием пользуются «страшные истории» и др. В то же время дети делают первый выбор - кем они хотели бы быть. Имеется предположение, что дети в норме преодолевают страх смерти и формируют адекватную защиту от него в виде определенных мировоззренческих устремлений. В последующем это позволяет верить в целесообразность самореализации, несмотря на конечность существования, поддерживает ус-тойчивость и активность интересов, способствует принятию ответственности за собственную судьбу. Но вероятность неблагополучного прохождения личностью этого важного этапа развития слишком велика. Как раз подобного рода переживаниям детей и подростков внимания уделяется мало.

В свое время религиозные, идеологические и мифологические представления давали исчерпывающий опыт, объясняющий проблемы жизни и смерти. Сейчас личность в поиске смысла существования предоставлена самой себе и лишена поддержки. При исследовании в облнаркодиспансере психического состояния подростков, пробовавших потреблять табак, алкоголь и наркотики, все обследованные отрицали наличие смысла в собственном существовании, либо не знали, что ответить на этот вопрос. Психическое состояние характеризовалось прежде всего бессмысленным времяпрепровождением, социальной пассивностью, фактическим безразличием к собственному будущему.

Современная модель антинаркотической профилактики ориентирует подростков на здоровый образ жизни, престиж и самореализацию, ответственное принятие решений, навыки эффективного общения и др. Однако все это оказывается безразлично для многих обследованных, так как они не видят смысла заглядывать в завтрашний день и прикладывать какие-либо усилия ради чего бы то ни было.

Обретение смысла жизни - сложный процесс, в котором неизвестного больше, чем известного. Существует чувство собственного предназначения, и именно формированию этого чувства у конкретной личности  обязаны научиться и родители, и педагоги и школьные психологи.

Логично, что определенную роль в этом играют участие подростка в социальных программах помощи престарелым, вовлечение в общественные и политические движения, своевременное духов-ное, патриотическое и экологическое воспитание - все то, что способствует адекватной ценностной идентификации личности. Вопрос своевременности кажется здесь ключевым: как уже указывалось, первичное решение этих проблем приходится на младший школьный возраст.

В последние пятнадцать лет именно высшие ценности подвергались дискредитации, происходило целенаправленное «развенчание» героев, а образовательные программы многих школ почти вытеснили вопросы воспитания. Очевидно, что пришло время исправления ошибок. Уже мало говорить, что мы проводим работу против чего-то, против тех же табакокурения, алкоголизма и наркомании. Наступает время учить не только теориям словесности, математики, физики, химии и биологии. Не пропустить бы главный предмет – как правильно жить.